В рамках сессии «О контенте и конкуренции: развитие отечественных стриминговых платформ» на ПМЭФ-2024 эксперты обсудили, как сегодня развиваются отечественные платформы и как выстроить контентную стратегию в интересах потребителей и рынка.
На ПМЭФ-2024 в рамках Форума креативного бизнеса состоялась сессия «О контенте и конкуренции: развитие отечественных стриминговых платформ». В дискуссии приняли участие генеральный директор Wink Антон Володькин, генеральный продюсер Okko Гавриил Гордеев, генеральный продюсер Rutube и Premier Давид Кочаров, генеральный директор Yappy Данила Овчаров, директор департамента по исследованиям «Газпром-Медиа Холдинга» Дарья Пугачева, продюсер, генеральный директор All Media Company (a START company) Георгий Шабанов и генеральный директор «Марс медиа энтертейнмент» Юлия Иванова.
Во время сессии Дарья Пугачева отметила, что за последние два года выросло число как оригинальных проектов, так и ко-эксклюзивных: «Из-за ухода мейджоров потребовалось больше контента, что сформировало дополнительную нагрузку на продакшены и рост цен на производство. Окупаемость затрат на контент исключительно своими силами неизбежно будет приводить к увеличению цены подписки, а это потенциально ведет к оттоку базы. Поэтому ко-эксклюзивы стали вынужденным решением выхода из ситуации роста цен на продакшн».
Примером успешных запусков совместных проектов являются национальный видеохостинг Rutube и онлайн-кинотеатр Premier (входят в «Газпром-Медиа Холдинг»). Давид Кочаров поделился результатами сотрудничества и рассказал о дальнейших планах двух платформ: «У Rutube и Premier уже есть несколько совместных проектов, которые в результате дали большие просмотры обеим площадкам. Но самое главное – это позволило обоим сервисам сократить стоимость производства. Осенью выйдет еще несколько сериалов. Цифровые активы коллаборируются не только друг с другом, но и с телеканалами. И это партнерство, с одной стороны, позволяет сокращать расходы на стоимость производства, а с другой стороны – делать производство более качественным».
В прошлом году внимание зрителей привлекли проекты Wink. Как рассказал Антон Володькин, сегодня наблюдается тренд на фантазийные истории, а также на 90-е годы. Эксперт подчеркнул, что в отечественном кинопроизводстве много тенденций на производство контента, которое не смогут повторить западные платформы.
Быстро меняющийся рынок видеосервисов требует от создателей контента гибкости. Сегодня, чтобы успешно продвигать проекты и привлекать аудиторию, необходимо постоянно экспериментировать с форматами, использовать различные каналы распространения и следить за трендами. О том, какой должна быть стратегия в текущих условиях, порассуждала Юлия Иванова: «Сейчас мы ищем разные жанры, истории и характеры в определенные промежутки времени. Это вынужденный подход, поскольку потребителю нужно заменить зарубежный контент российским. Но вопрос качества стоит очень остро, равно как и цены производства. Рост цен связан с тем, что сейчас идет всплеск на производство сериалов и полных метров, из-за чего мы вынуждены поднимать стоимость».
Чтобы оставаться конкурентоспособными, видеоплатформы вынуждены регулярно пересматривать стоимость производства контента, зарплаты сотрудников, цены на подписки. С чем связаны такие решения и как остановить рост цен внутри индустрии, рассказал Георгий Шабанов: «Мы провели большую аналитику и пришли к выводу, что почти во всех производственных цехах произошло повышение цен от 15 до 60 процентов в 2022-2023 годах. Также на 30 процентов повысились цены в актерском цехе. Контент тоже сильно подорожал. И это боль всех игроков рынка».
По словам эксперта, цены перешли порог емкости рынка, что может привести к большим рискам, поскольку платформы не в силах окупить то, что они производят. В результате текущих изменений количество игроков рискует сократиться к 2034 году, отметил Гавриил Гордеев: «Так или иначе, на рынке останется несколько больших игроков, каждый из которых будет бороться за право стать лидером. Одни платформы будут создавать простой, но популярный контент, а другие – художественные произведения, которые будут нести важную миссию, ретрансляцию новому поколению культурного кода нашей страны».
Однако даже самый увлекательный сериал не сможет привлечь и удержать зрителей, если платформа, на которой он представлен, неудобна технически, добавил Гордеев. Постоянное развитие характерно и для платформы Yappy (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»). По словам Данилы Овчарова, приложение также стремится к постоянному улучшению и развитию, что позволяет ему привлекать молодую аудиторию: «Мы решили сконцентрироваться на аудитории в возрасте от 6 до 16 лет. Это подрастающее поколение, которое достаточно сложно привлекать и удерживать на платформе. Мы постоянно работаем над улучшением функционала. В том числе, над лентой рекомендаций, которая уже перестраивается под требования и запросы пользователя. Также прямо в ленте появятся игры. Отдельное направление – музыка, которую можно будет не просто накладывать в редакторе, а еще и прослушивать. Это делается специально для подростков, чтобы им нравилось пользоваться нашим сервисом».
«Газпром-Медиа Холдинг» выступает генеральным медиапартнером ПМЭФ-2024».